ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

(ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ)

ЧАСТЬ 1: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (РИСОВАНИЕ)

 

Построено на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» под ред. И.А. Лыковой

Срок реализации – 4 года.

Данная программа направлена на формирование эстетического отношения и художественных способностей детей  в изобразительной деятельности (в рисовании).

Как самостоятельное занятие проводится 1 раз в неделю в младшей, средней, старшей и подготовительной группах или интегрируется с решением задач основной общеразвивающей программы дозировано.

Результатом работы по программе в течение четырех лет следует считать:

1.    Развитие специфической детской активности, направленной на эстетическое освоение мира посредством искусства.

2.   Способность к восприятию художественного произведения и самостоятельное создание выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, подвижностью…

3.   Сотрудничество детей, детей и родителей при выполнении коллективных работ.

4.   Организация выставок детских работ, их использование в оформлении интерьера группы, детского сада.

 

МЛАДШАЯ ГРУППА

Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному со­зданию нового образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности.

В младшей группе воспитатель ставит и реализует следующие задачи:

►► Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объек­тов для обогащения и уточнения восприя­тия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.

►► Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семёновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки художественных образов. Проводить мини-спектакли с участием народных игрушек для создания у детей праздничного настроения во время встреч с произведениями народных мастеров.

►► Учить детей находить связь между пред­метами и явлениями окружающего мира и их изображениями. Учить «входить в образ».

►► Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги – Васнецова Ю., Дубинчик Т., Елисеева А., Конашевича В., Лебедева В., Рачева Е., Репкина П.

►► Организовывать наблюдения в природе и уголке живой природы для уточнения представлений детей о внешнем виде рас­тений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцу­ют», «Снежные дорожки», «Пушистые облака», «Тяжёлые тучи», «Весёлый дож-

дик», «Грустный дождь», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах» и т.д.).

►► Учить детей видеть цельный художествен­ный образ в единстве изобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки (обучение анализу не должно опережать формирование умения воспринимать художественный объект нерасчленённо, в гармоничном единстве всех составляющих компонентов).

►► Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.

►► Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы.

►► Учить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество. Адекватно применять полученные представления в конкретных творческих ситуациях (например, «нарисуем такую картинку: на веточке висит один листочек, а в воздухе кружится много-много листочков», «мама уточка боль­шая, а утёнок маленький, значит, для лепки мамы-утки нужно взять большой комок пластилина, а для утёнка – маленький»).

►► Вызывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций («Гриб­ная полянка», «Птички в гнёздышке», «Праздничный букет», «Зелёный лужок», «Праздничная ёлочка» и т.д.).

►► Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах их сочетания между собой.

В изобразительной деятель­ности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особеннос­тями детей 3-4 лет.

В рисовании – развивать восприятие детей, формировать представление о предме­тах и явлениях окружающей действитель­ности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей:

►► отображать свои представления и впечат­ления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами;

►► сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями (например: «Дождик, чаще – кап-кап-

кап!», «Бегут ножки по дорожке – топ-топ-топ!»);

►► продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами – проводить линии (вер­тикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы;

►► продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, наби­рать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскраши­вать замкнутые формы); учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразитель­ные образы;

►► переводить детей от рисования-подража­ния к самостоятельному творчеству.

 

СРЕДНЯЯ  ГРУППА

Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному со­зданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности.

Изучение психологического механизма раз­вития способности восприятия художествен­ных образов (Венгер Л.А., Запорожец А.В.) привело к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребёнка эстети­ческим опытом (эстетической апперцепцией). Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми выра­зительными средствами (эстетическими этало­нами), которые ребёнок присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л.С.), и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта. Таким образом, на протяжении дошкольно­го детства развитие способности к восприятию и созданию художественных образов проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности передачи стилизованного (обобщённого) образа адекватными выразительными средствами.

Особенности возраста обусловливают необ­ходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием... Без этого ребёнку слож­но раскрыть задуманный образ, объяснить жела­емое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, ув­лекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддер­живать другими видами художественной дея­тельности (словом, жестом, игровой ситуацией).

Интеграция видов художественно-эстетичес­кой деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного воз­раста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности эксперименти­рования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала.

В средней группе воспитатель ставит и реа­лизует следующие задачи:

►► поддерживать интерес детей к народно­му и декоративному искусству (дымковская, филимоновская, богородская игрушка, семё­новская или полхов-майданская матрёшка), знакомить с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, натюр­морт, книжная графика); поощрять интерес детей к изобразительной деятельности;

►► расширить тематику детских работ в со­гласовании с содержанием раздела «Познавательное развитие»; поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объек­ты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники); учить самосто­ятельно находить простые сюжеты в окружаю­щей жизни, художественной литературе; помо­гать выбирать сюжет коллективной работы;

►► обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, со­зданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких де­талей складываются многофигурные компози­ции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект;

►► поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало;

►► учить передавать характерные особенности изображаемых объектов (городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревен­ский низкий, одноэтажный, деревянный);

►► знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги;

►► в рисовании учить детей создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изобра­жаемых объектов, их структуру и цвет; помогать воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест; учить координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие – для прорисовывания деталей, ритмичные – для рисования узоров); варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цвет­ных линий, мазков, пятен, геометрических форм; 

►► развивать у детей способность переда­вать одну и ту же форму или образ в разных техниках;

►► поддерживать интерес к содержанию но­вых слов: «художник», «музей», «выставка», «картина», «скульптура» и пр.;

►► проводить коллективные работы («Золотая осень», «Цветные зонтики», «Муха-Цокотуха»), учить согласовывать свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого);

►► консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную дея­тельность ребенка;

►► проявлять уважение к художественным ин­тересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности;

►► создавать условия для самостоятельного художественного творчества;

►► в дидактических играх с художественным содержанием учить различать цветовые кон­трасты; предлагать размещать цвета по степени интенсивности (до 5 светлотонных оттенков), по порядку размещения цветов в радуге, на цвето­вой модели (спектральный круг), соблюдая пе­реходы от одного цвета к другому.

 

СТАРШАЯ  ГРУППА

В современной эстетико-педагогической лите­ратуре сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным связующим понятием в системе эсте­тического воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

Становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализует­ся в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и ос­новное средство художественного развития детей дошкольного возраста, как содержательное основание эстетического отношения каждого ребёнка (независимо от индивидуальных способностей и возра­стных особенностей).

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразитель­но-выразительными средствами.

Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы культуры.

Исходя из этого, воспитатель ставит перед собой и творчески реализует целый комплекс взаимосвязанных задач:

- знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и де­коративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирова­ния эстетических чувств и оценок;

- обращать внимание детей на образную выра­зительность разных объектов в искусстве, природ­ном и бытовом окружении (вещи, созданные рука­ми народных умельцев, архитектурные сооружения,

природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдель­ные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные ком­позиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект;

- поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало;

-  обогащать содержание изобразительной дея­тельности в соответствии с задачами познаватель­ного и социального развития детей старшего дошкольного возраста; инициировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (воскресный день в семье, детский сад на прогулке, профессии близких взрослых, любимые праздники, средства связи в их атрибутном воплощении, ферма, зоопарк, лес, луг, аквариум, герои и эпизоды из любимых сказок и мультфильмов);

-  учить детей грамотно отбирать содержание рисунка, (лес, водоём, пустыню «населять» соответствующими обитателями, на лугу изображать ромашки, васильки, колокольчики, а в саду - розы, астры, тюльпаны);

- поддерживать желание передавать характер­ные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фото­графий, иллюстраций в детских книгах и энцикло­педиях (у золотого петушка разноцветный хвост, ярко-красный гребень и бородка); отражать в своих работах обобщённые представления о цик­личности изменений в природе (пейзажи в разное время года);

- создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инст­рументами, изобразительными техниками;

- совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности: продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; передавать несложные движения J (птичка летит, кукла пляшет, кошка подкрадывается к  мышке, спортсмен бросает мяч рукой или отбивает ногой), изменяя статичное положение тела или его частей (приподнятые крылья, поднятые или расставленные в стороны руки; согнутые в коленях ноги); при создании сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами, стараться показать простран­ственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта;

Задачи в рисовании:

- совершенствовать технику рисо­вания гуашевыми красками (смешивать краски, что­бы получить новые цвета и оттенки;

- легко, уверен­но пользоваться кистью - умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом);

- учить рисовать акварельными красками;

- показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттен­ков (разные опенки жёлтого при изображении осенних листьев, два-три опенка красного цвета при изображении яблока);

- познакомить с приёмами рисования простым карандашом, пастелью, цветными мелками, углем, сангиной;

-  в дидактических играх с художественным содержанием учить различать цветовые контрасты и нюансы; предлагать размещать цвета по степени интенсивности (до 5 светлотных опенков ), по порядку размещения цветов в радуге, на цветовой мо­дели (спектральный круг), соблюдая переходы от одного цвета к другому).

Сегодня вопрос о детском художественном твор­честве решается с точки зрения необычайной педа­гогической ценности. Как справедливо заметил выдающийся ученый-педагог Л.С. Выготский: «Детское творчество научает ребёнка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению», - следовательно оказывает самое непосредственное влияние на эстетическое развитие. Основной побудитель эстетической активности - стремление ребёнка к деятельному познанию окружающего и его активному творческому отображению. Поэтому основу эстетического отношения дошкольника составляют «три кита» - эмоциональность, интерес, активность.

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Художественная деятельность - специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему изобразительная деятельность вы­ступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства.

В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью.

В подготовительной к школе группе воспитатель ставит перед собой и творчески реализует целый комплекс взаимосвязанных задач:

►► продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное ис­кусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру;

►► показывать детям, чем отличаются одни произведения искусства от других как по тематике, так и по средствам выразительности; называть, к каким видам и жанрам изобразительного искусства они относятся, обсуждать их содержание, поощрять индивидуальные оценки детьми этих произведений; развивать воображение, формировать эстетическое отношение к миру;

►► поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; показывать уже знакомые и новые произведения искусства; рассказывать о замысле и творческих поисках художника при создании произведениям том, какими художественными средствами пере­дается настроение людей и состояние природы;

►► расширять, систематизировать и детализи­ровать содержание изобразительной деятельнос­ти детей; активизировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общест­венных и природных явлениях (семья, дом, город, деревня, праздники, путешествия, в т.ч. космические, весёлые приключения, дальние страны); поощрять интерес к изображению человека (портрет, автопортрет, семейный портрет, бытовой портрет, бытовые сюжеты: «Как мы провели воскресенье», «Что мы делали на прогулке», «Где мы были летом» (представители разных профессий с соответствующими атрибутами, инструментами, техникой); при создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживать желание детей изобра­жать животных с детёнышами в движении; учить передавать своё представление об историческом прошлом родины посредством изображения ха­рактерных деталей костюмов, интерьеров, предметов быта; показать возможность создания сказочных образов (Конька-Горбунка, Русалочки, Жар-птицы, Дюймовочки) на основе фантазийного преобразования образов реальных;

►► помочь детям научиться различать реальный и фантазийный (выдуманный) мир в произ­ведениях изобразительного и декоративно-при­кладного искусства; перенести это понимание в собственную художественную деятельность;

►► инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиций, а также материалов, инструментов, способов и приёмов реализации замысла;

►► учить ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем, отражая свои эстетические чувства и отношение; передавать доступными выразительными средст­вами настроение и характер образа (человек грустный или весёлый, сказочный персонаж доб­рый или злой и т.д.);

►► совершенствовать специфические умения во всех видах изобразительной деятельности: продолжать учить изображать объекты реального и фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строение (форму), пропорции, взаимное размещение частей, харак­терные признаки; передавать достаточно слож­ные движения (например, птичка вспорхнула с ветки, олень мчится, запрокинув голову, танцую­щая девочка одной рукой придерживает юбочку, а другую руку с платочком подняла вверх); со­здавать сюжеты разного масштаба с различной степенью конкретизации содержания;

►► развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяжённости; создавать ком­позицию в зависимости от сюжета - располагать объекты на узком или широком пространстве зем­ли (неба), обозначив линию горизонта; изменять форму и взаимное размещение объектов в соот­ветствии с их сюжетными действиями (например, туристы поднимаются в горы и держатся друг за друга); изображать более близкие и далекие предметы, не изменяя их размеры; выделять в композиции главное - основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку; учить планированию - эскиз, набросок, композиционная схема;

►► в рисовании совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков); самостоятельно выбирать художест­венные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно уашь, для предварительных набросков или эскизов - уголь или простой карандаш);

►► в дидактических играх с художественным содержанием учить составлять разные варианты композиции и подбирать красивые гармоничные цветосочетания; различать цветовые контрасты и нюансы; размещать цвета по степени интенсивности (до 5-7 светлотонных оттенков );

 ►► создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий; организовывать вместе с детьми выставки дет­ских работ (придумывать названия, готовить рамочки, развешивать или выставлять «картины», выступать в роли экскурсовода).

 

2 ЧАСТЬ: МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Дополнительная программа художественно-эстетической направленности по музыкальному воспитанию детей  составлена на основе программы «Ритмическая мозаика» под редакцией А.И.Бурениной.

Срок реализации – 4 года, т.е. дети с 3 до 7 лет.

Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории  Скородумова Людмила Владимировна работает в тесном контакте со всеми специалистами ДОУ, а также с учреждениями культуры, дополнительного образования города.

В зависимости от содержания деятельности и поставленных задач программа реализуется  как на занятиях в группе, так и во время развлечений; как часть занятия  в  младшей, средней, старшей и подготовительной группах или интегрируется с решением задач основной общеразвивающей программы дозировано.

В совместной досуговой деятельности участвуют родители воспитанников.

Цель программы: развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Задачи программы:

- развитие музыкальности;

- развитие двигательных качеств и умений;

- развитие творческих способностей;

- развитие психических процессов;

 Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.

Результатом работы по программе  в течение  четырёх  лет следует считать:

- выразительность исполнения движений под музыку;

- умение самостоятельно выражать в движении основ­ные средства музыкальной выразительности;

- освоение большого объема разнообразных компози­ций и отдельных видов движений;

- умение передавать свой опыт младшим, организовы­вать игровое общение с другими детьми;

- способность к импровизации с использованием ориги­нальных и разнообразных движений;

- точность и правильность исполнения движений в тан­цевальных и  гимнастических композициях.

 

 

Сайт управляется системой uCoz