Этапы речевого развития ребенка

            Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребенка. Ведь их с нетерпением ждут! Несовершенные, смешные, сотворенные самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть все его дальнейшее развитие.  По мере овладения речью формируются психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребенка, формированию его личностных качеств.

         Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно - это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Когда смешно выговаривает слова маленький ребенок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник - это уже серьезная причина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что часто приводит к формированию чувства неполноценности, становлению неуживчивого, тяжелого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. В письменных работах появляется масса орфографических и специфических ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи - дисграфии. Таким детям необходима срочная помощь логопеда. А поскольку нарушения чтения и письма - вторичные аффективные наслоения, то следует искать первопричину. И в этом могут помочь родителям специалисты.

         Многих родителей волнуют вопросы: как вообще должна развиваться речь ребенка? Как не упустить время? Когда следует бить тревогу?

         В традиционной логопедии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может служить для родителей памяткой.

         От 1,5 до 3 мес. - «гуление», когда малыш издает звуки: а-а-а, гууу-гуу, э-э-э, пфф, буу.

         От 3 до 6 мес. - «лепет», малыш произносит наиболее простые сочетания звуков: па, ба, та, ма.

         От 6 до 9 мес. - «игра со слогами», ребенок многократно пвторяет  лепетные слоги, как бы играя ими, прислушиваясь к их звучанию: ба-ба-ба, па-па-па-па, м-ма-ма.

         От 9 мес. до 1 года - первые слова и звукоподражания: мама, папа, дай, деда, ав-ав, муу.

         От 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес. - первые предложения, состоящие из 2-х простейших слов: «Ляля бух!», «Мама, дай!», «Дём ам-ам»

         С 1 года 9 мес. до 2 лет - период стремительного развития речи, когда малыш усваивает 350 слов и более. В это время начинается бурное вторжение в жизнь, интереснейший этап - первые «почемучки», познание жизни через вопросы, обращенные не к кому-нибудь, а к маме, папе, бабушке, дедушке. На данном этапе очень важно как можно больше разговаривать с ребенком, отвечать на его вопросы. до 3 лет ребенок практически усваивает грамматический строй родного языка. Он склоняет существительные, согласовывает с ними прилагательные, учится правильно употреблять глаголы, местоимения, наречия и другие части речи. Звуковая система речи в этом возрасте не сформирована: допускаются замены и искаженное произношение групп свистящих, шипящих и сонорных звуков.

         К 3,5 годам формируется произношение группы свистящих звуков [С, З, Ц] и звук [ЛЬ].    С 4 до 5 лет дети овладевают умением связно рассказывать: они повторяют услышанную сказку, пересказывают содержание любимого мультика, эмоционально и восторженно передают свои впечатления о праздничном утреннике в детском саду, рассказывают о пережитом событии, причем довольно связно и последовательно. В это время речь для ребенка становится инструментом познания. Это второй период «почемучек», когда малыш активно вторгается в жизнь, открывая для себя новые предметы и явления.

         К 4,5  годам ребенок начинает правильно произносить шипящие звуки [Ш, Ж, Ч, Щ] и звук [Л].

         К 5-ти годам в речи ребенка формируется правильное произношение звуков [Р, РЬ].

         Таким образом, к 5 -5,5  годам заканчивается формирование фонетико-фонематической стороны речи: ребенок  различает на слух и правильно произносит все звуки родной речи.

Что же можно посоветовать?

         С момента рождения разговаривайте с ребенком. Все ваши действия сопровождайте речью. Проговаривайте  короткие стихи, скороговорки и потешки, например: «Водичка, водичка, умой моё личико» и др.

С малышом нужно говорить, не сюсюкая, не искажая слова, не подражая детской речи. Как показывают серьезные психо-лингвистические исследования, обращенная к ребенку неправильная речь малопонятна и вредна для его речевого развития. Кроме того, речевой слух ребенка выхватывает лишь куски и чаще всего окончания слова. Вместе с тем, если ребенок надолго остается один на стадии говорения исключительно «детских» слов, то впоследствии в его речи могут отмечаться различные нарушения, связанные с неполным овладением всеми звуками родного языка, замена звуков, их смешение. Ведь сначала неправильно воспринял, затем также неправильно сказал и, наконец, так привык к происшедшей замене, что разницы между тем, как слышит и как произносит, не видит.

Известно, что именно на дошкольный возраст приходится сензитивный период развития речи.  Упущенные в это время возможности можно не наверстать уже никогда…

Уважаемые родители! Внимательно следите за ходом речевого развития ваших детей, вовремя обращайтесь за консультацией к логопеду.

Учитель-логопед МДОУ  № 2  О.А.Егорова

 

Сайт управляется системой uCoz