Проблемы речевого развития дошкольников

(статья в газету «Рабочее слово)

Одной из актуальных проблем в современном обществе является возросшее количество детей с патологией развития и в частности - речевой патологией. Это приводит к отставанию детей в развитии, нарушению  взаимоотношений с другими детьми и взрослыми, т.е. поведения, а значит и личности ребенка в целом.

Будущим мамам и папам надо знать, что речевые отделы головного мозга закладываются задолго до рождения ребёнка и являются основой дальнейшего психо-речевого развития. Поэтому надо понимать, какой непоправимый вред наносится ребёнку курением, алкоголем,  и другими вредными факторами воздействия. Ведь многих отрицательных последствий можно было просто избежать.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что чисто возрастными причинами речевого недоразвития обусловлено лишь 22,4 % всех случаев (к пяти годам речь ребёнка в норме должна быть «чистой» в отношении всех групп звуков), тогда как все остальное приходится на его патологические формы, которые не могут пройти с возрастом. И именно по этой причине в первые классы школ теперь поступает около 50 % детей массовых групп  (не речевых) с дефектами речи.

Под дефектами речи в целом и звукопроизношения в частности следует понимать устойчивые индивидуальные отклонения от нормы, вызванные специфическими причинами и требующие для своего преодоления специальной логопедической помощи, поскольку они не исчезают самостоятельно.

Современная наука  среди факторов, способствующих нарушению речи у детей, выделяет следующие причины.

1.     Различная внутриутробная патология.

2.     Родовая травма и асфиксия во время родов.

3.     Различные заболевания в первые годы жизни.

4.     Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

5.     Наследственные факторы.

6.     Неблагоприятные социально – бытовые условия.

 

 Как сказываются вышеперечисленные факторы  на речевом развитии, можно отчетливо увидеть, сделав анализ речевой диагностики детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения  нашего города.

 

Данные на апрель 2010 г.  (без учета логопедических групп)

 

Всего детей

С нарушениями речи

Без нарушений речи

Средние группы

173

150 / 87%

23 / 13%

Старшие группы

138

99 / 72%

39 / 18%

Подготовительные группы

149

47 / 32%

102 / 68%

Всего

460

296 / 64%

164 / 36%

 

Детские сады города имеют 10 групп компенсирующей направленности (речевых): МДОУ № 2 - 1, МДОУ № 5 -1, МДОУ № 6 – 4, МДОУ № 7 – 1, МДОУ № 8 – 2, Ш/С № 9 – 1. Нормативная наполняемостью речевых групп - 12 детей, и они не могут охватить всех  воспитанников, нуждающихся в речевой коррекции. В городе функционирует МОУ «Центр диагностики и консультирования», способный оказать коррекционную помощь только 30 детям. Поэтому возможность выхода из сложившейся ситуации видится  в грамотной и профессионально организованной работе по раннему выявлению и профилактике дисгармоничного развития речевой системы непосредственно с момента рождения ребенка, а точнее – с момента его зачатия.

 

Мы, работники дошкольных образовательных учреждений, обращаемся к общественности: давайте не будем равнодушными к тому, как  растут  и развиваются наши дети. Проблемы наших  детей надо предупреждать.

Педагогический коллектив МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида» города Пикалево предлагает решать проблемы речевого развития детей всеми участниками образовательного процесса: ребенок - родитель - педагог – логопед. Такая форма совместной работы осуществляется в рамках районной экспериментальной площадки.

О результатах этой работы мы расскажем в следующих публикациях.

     Приглашаем Вас к диалогу.

О.А.Егорова, учитель-логопед МДОУ № 2

 

Сайт управляется системой uCoz