ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ) |
ЧАСТЬ
1: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (РИСОВАНИЕ)
Построено
на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7
лет «Цветные ладошки» под ред. И.А. Лыковой
Срок
реализации – 4 года.
Данная
программа направлена на формирование эстетического отношения и художественных
способностей детей в изобразительной
деятельности (в рисовании).
Как
самостоятельное занятие проводится 1 раз в неделю в младшей, средней, старшей и
подготовительной группах или интегрируется с решением задач основной общеразвивающей программы дозировано.
Результатом
работы по программе в течение четырех лет следует считать:
1. Развитие специфической
детской активности, направленной на эстетическое освоение мира посредством
искусства.
2. Способность к восприятию
художественного произведения и самостоятельное создание выразительного образа,
который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью,
подвижностью…
3. Сотрудничество детей,
детей и родителей при выполнении коллективных работ.
4. Организация выставок
детских работ, их использование в оформлении интерьера группы, детского сада.
МЛАДШАЯ ГРУППА
Художественная деятельность выступает как ведущий способ
эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном
развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного
произведения и самостоятельному созданию нового образа, который отличается
оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели
относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности.
В младшей группе воспитатель ставит и реализует следующие задачи:
►► Формировать
способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для
обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета,
фактуры.
►► Знакомить
детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской,
семёновской, богородской) для обогащения зрительных
впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки художественных образов. Проводить
мини-спектакли с участием народных игрушек для создания у детей
праздничного настроения во время встреч с произведениями народных
мастеров.
►► Учить детей
находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их
изображениями. Учить «входить в образ».
►► Знакомить с
книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги –
Васнецова Ю., Дубинчик Т., Елисеева А., Конашевича
В., Лебедева В., Рачева Е., Репкина П.
►►
Организовывать наблюдения в природе и уголке живой природы для уточнения
представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения
и уточнения зрительных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцуют»,
«Снежные дорожки», «Пушистые облака», «Тяжёлые тучи», «Весёлый дож-
дик», «Грустный дождь», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в
лужах» и т.д.).
►► Учить детей
видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных
средств колористической, композиционной и смысловой трактовки (обучение анализу
не должно опережать формирование умения воспринимать художественный объект нерасчленённо, в гармоничном единстве всех составляющих
компонентов).
►► Создавать
условия для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов изображения
знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной
выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.
►► Побуждать
детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных
образов, используя для этого освоенные технические приемы.
►► Учить
ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество.
Адекватно применять полученные представления в конкретных творческих ситуациях
(например, «нарисуем такую картинку: на веточке висит один листочек, а в
воздухе кружится много-много листочков», «мама уточка большая, а утёнок маленький,
значит, для лепки мамы-утки нужно взять большой комок пластилина, а для утёнка
– маленький»).
►► Вызывать у
детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании
коллективных композиций («Грибная полянка», «Птички в гнёздышке», «Праздничный
букет», «Зелёный лужок», «Праздничная ёлочка» и т.д.).
►► Интегрировать
виды изобразительной деятельности в разных вариантах их сочетания между собой.
В
изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные
возрастными особенностями детей 3-4 лет.
В рисовании – развивать
восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей
действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе
учить детей:
►► отображать
свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и
живописными средствами;
►► сопровождать движения карандаша или кисти словами,
игровыми действиями (например: «Дождик, чаще – кап-кап-
кап!», «Бегут ножки по дорожке – топ-топ-топ!»);
►► продолжать
учить рисовать карандашами и фломастерами – проводить линии (вертикальные,
горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и
прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы;
►► продолжать
знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно
смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу,
проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать
одно-, двух- и многоцветные выразительные образы;
►► переводить
детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Художественная деятельность выступает как ведущий способ
эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном
развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного
произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке,
аппликации), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью,
подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к
характеру процесса деятельности.
Изучение психологического механизма развития способности
восприятия художественных образов (Венгер Л.А.,
Запорожец А.В.) привело к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с
имеющимся у ребёнка эстетическим опытом (эстетической апперцепцией). Полнота и
точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми выразительными
средствами (эстетическими эталонами), которые ребёнок присваивает так же, как
всю духовную культуру (Выготский Л.С.), и от уровня владения
операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта. Таким
образом, на протяжении дошкольного детства развитие способности к восприятию и
созданию художественных образов проходит путь от элементарного
наглядно-чувственного впечатления до возможности передачи стилизованного
(обобщённого) образа адекватными выразительными средствами.
Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления
любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением,
проигрыванием... Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить
желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко
перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь
придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы
детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности
(словом, жестом, игровой ситуацией).
Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в
дошкольном детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста
часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно
ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными
материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками)
и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной
выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением
рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают
«на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы
поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок,
пастели, восковых мелков, ткани, природного материала.
В средней группе воспитатель ставит и реализует следующие задачи:
►►
поддерживать интерес детей к народному и декоративному искусству (дымковская, филимоновская, богородская
игрушка, семёновская или полхов-майданская
матрёшка), знакомить с произведениями разных видов изобразительного искусства
(живопись, натюрморт, книжная графика); поощрять интерес детей к
изобразительной деятельности;
►► расширить
тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела «Познавательное
развитие»; поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты
(посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также
явления природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни
(праздники); учить самостоятельно находить простые
сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе; помогать выбирать сюжет
коллективной работы;
►► обращать
внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве,
природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев,
архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные
помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие
очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать,
из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному
выглядит с разных сторон один и тот же объект;
►► поощрять
детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания,
чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало;
►► учить
передавать характерные особенности изображаемых объектов (городской дом
высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный,
деревянный);
►► знакомить с
цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на
листе бумаги;
►► в рисовании учить детей создавать с натуры или по представлению образы и
простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их
структуру и цвет; помогать воспринимать и более точно передавать форму объектов
через обрисовывающий жест; учить координировать движения рисующей руки (широкие
движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие – для
прорисовывания деталей, ритмичные – для рисования узоров); варьировать
формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков,
пятен, геометрических форм;
►► развивать у
детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках;
►►
поддерживать интерес к содержанию новых слов: «художник», «музей», «выставка»,
«картина», «скульптура» и пр.;
►► проводить
коллективные работы («Золотая осень», «Цветные зонтики», «Муха-Цокотуха»),
учить согласовывать свои действия с действиями других детей (под руководством
взрослого);
►►
консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную
деятельность ребенка;
►► проявлять
уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к
результатам его творческой деятельности;
►► создавать
условия для самостоятельного художественного творчества;
►► в
дидактических играх с художественным содержанием учить различать цветовые контрасты;
предлагать размещать цвета по степени интенсивности (до 5 светлотонных
оттенков), по порядку размещения цветов в радуге, на цветовой модели
(спектральный круг), соблюдая переходы от одного цвета к другому.
СТАРШАЯ ГРУППА
В
современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного
воспитания понимается как формирование эстетического
отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать
художественные образы. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям
эстетического опыта и является центральным связующим понятием в системе эстетического
воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Эстетическое
отношение может быть сформировано только в установке на восприятие
художественных образов и выразительность явлений.
Становление
эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического
интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в
созерцательном сопереживании. Художественная деятельность выступает как ведущий
способ эстетического воспитания и основное средство художественного развития
детей дошкольного возраста, как содержательное основание эстетического
отношения каждого ребёнка (независимо от индивидуальных способностей и возрастных
особенностей).
Дошкольник
в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного
впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными
изобразительно-выразительными средствами.
Движение от
простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного
образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного
осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы культуры.
Исходя из
этого, воспитатель ставит перед собой и творчески реализует целый комплекс
взаимосвязанных задач:
- знакомить
детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное
искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования
эстетических чувств и оценок;
-
обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в
искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев,
архитектурные сооружения,
природные
ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки,
книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур,
колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции,
как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект;
- поощрять
детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства,
мысли; поддерживать личностное творческое начало;
- обогащать содержание изобразительной деятельности
в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей
старшего дошкольного возраста; инициировать выбор сюжетов о семье, жизни в
детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (воскресный
день в семье, детский сад на прогулке, профессии близких взрослых, любимые
праздники, средства связи в их атрибутном воплощении, ферма, зоопарк, лес, луг,
аквариум, герои и эпизоды из любимых сказок и мультфильмов);
- учить детей грамотно отбирать содержание
рисунка, (лес, водоём, пустыню «населять» соответствующими обитателями, на лугу
изображать ромашки, васильки, колокольчики, а в саду - розы, астры, тюльпаны);
-
поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на
основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания
репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях (у
золотого петушка разноцветный хвост, ярко-красный гребень и бородка); отражать
в своих работах обобщённые представления о цикличности изменений в природе
(пейзажи в разное время года);
- создать
условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами,
изобразительными техниками;
-
совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной
деятельности: продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их
характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; передавать
несложные движения J (птичка летит, кукла пляшет, кошка подкрадывается к мышке, спортсмен бросает мяч рукой или
отбивает ногой), изменяя статичное положение тела или его частей (приподнятые
крылья, поднятые или расставленные в стороны руки; согнутые в коленях
ноги); при создании сюжета передавать несложные смысловые связи между
объектами, стараться показать пространственные взаимоотношения между ними
(рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта;
Задачи в
рисовании:
-
совершенствовать технику рисования гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы
получить новые цвета и оттенки;
- легко,
уверенно пользоваться кистью - умело проводить линии в разных направлениях, в
декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом);
- учить
рисовать акварельными красками;
- показать
возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их
оттенков (разные опенки жёлтого при изображении осенних листьев, два-три
опенка красного цвета при изображении яблока);
-
познакомить с приёмами рисования простым карандашом, пастелью, цветными мелками,
углем, сангиной;
- в дидактических играх с художественным содержанием
учить различать цветовые контрасты и нюансы; предлагать размещать цвета по
степени интенсивности (до 5 светлотных опенков ), по порядку размещения цветов в радуге, на цветовой модели
(спектральный круг), соблюдая переходы от одного цвета к другому).
Сегодня
вопрос о детском художественном творчестве решается с точки зрения необычайной
педагогической ценности. Как справедливо заметил выдающийся ученый-педагог
Л.С. Выготский: «Детское творчество научает ребёнка
овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит
психику восхождению», - следовательно оказывает самое
непосредственное влияние на эстетическое развитие. Основной побудитель эстетической
активности - стремление ребёнка к деятельному познанию окружающего и его
активному творческому отображению. Поэтому основу эстетического отношения
дошкольника составляют «три кита» - эмоциональность, интерес, активность.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ
ГРУППА
Художественная деятельность - специфическая детская активность,
направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему
изобразительная деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее
условие эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного
детства.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к
восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию
выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной
новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью.
В подготовительной к школе группе воспитатель ставит перед собой и
творчески реализует целый комплекс взаимосвязанных задач:
►► продолжать
знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика,
народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения
зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему
миру;
►► показывать
детям, чем отличаются одни произведения искусства от других
как по тематике, так и по средствам выразительности; называть, к каким видам и
жанрам изобразительного искусства они относятся, обсуждать их содержание,
поощрять индивидуальные оценки детьми этих произведений; развивать воображение,
формировать эстетическое отношение к миру;
►►
поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и
явления; показывать уже знакомые и новые произведения искусства; рассказывать о
замысле и творческих поисках художника при создании произведениям том, какими
художественными средствами передается настроение людей и состояние природы;
►► расширять, систематизировать и детализировать
содержание изобразительной деятельности детей; активизировать выбор сюжетов о
семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных
явлениях (семья, дом, город, деревня, праздники, путешествия, в т.ч. космические,
весёлые приключения, дальние страны); поощрять интерес к изображению человека
(портрет, автопортрет, семейный портрет, бытовой портрет, бытовые сюжеты: «Как мы провели воскресенье», «Что мы делали на прогулке», «Где мы
были летом» (представители разных профессий с соответствующими атрибутами,
инструментами, техникой); при создании пейзажей и сюжетов на тему природы
поддерживать желание детей изображать животных с детёнышами в движении; учить
передавать своё представление об историческом прошлом родины посредством
изображения характерных деталей костюмов, интерьеров, предметов быта;
показать возможность создания сказочных образов (Конька-Горбунка, Русалочки,
Жар-птицы, Дюймовочки) на основе фантазийного
преобразования образов реальных;
►► помочь
детям научиться различать реальный и фантазийный (выдуманный) мир в произведениях
изобразительного и декоративно-прикладного искусства; перенести это понимание
в собственную художественную деятельность;
►►
инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиций,
а также материалов, инструментов, способов и приёмов реализации замысла;
►► учить
ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы;
передавать впечатления об окружающем, отражая свои эстетические чувства и
отношение; передавать доступными выразительными средствами настроение и
характер образа (человек грустный или весёлый, сказочный персонаж добрый или
злой и т.д.);
►► совершенствовать специфические умения во всех
видах изобразительной деятельности: продолжать учить изображать объекты реального
и фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строение
(форму), пропорции, взаимное размещение частей, характерные признаки;
передавать достаточно сложные движения (например, птичка вспорхнула с ветки,
олень мчится, запрокинув голову, танцующая девочка одной рукой придерживает
юбочку, а другую руку с платочком подняла вверх); создавать
сюжеты разного масштаба с различной степенью конкретизации содержания;
►► развивать
композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их
формы, величины, протяжённости; создавать композицию в зависимости от сюжета -
располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив
линию горизонта; изменять форму и взаимное размещение объектов в соответствии
с их сюжетными действиями (например, туристы поднимаются в горы и держатся друг
за друга); изображать более близкие и далекие предметы, не изменяя их
размеры; выделять в композиции главное - основные действующие лица, предметы,
окружающую обстановку; учить планированию - эскиз, набросок, композиционная
схема;
►► в рисовании
совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно
экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и
оттенков); самостоятельно выбирать художественные материалы для создания
выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или
пастель, для декоративного панно -гуашь, для предварительных
набросков или эскизов - уголь или простой карандаш);
►► в
дидактических играх с художественным содержанием учить составлять разные
варианты композиции и подбирать красивые гармоничные цветосочетания; различать
цветовые контрасты и нюансы; размещать цвета по степени интенсивности (до 5-7 светлотонных оттенков );
►► создавать
условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий;
организовывать вместе с детьми выставки детских работ (придумывать названия,
готовить рамочки, развешивать или выставлять «картины», выступать в роли
экскурсовода).
2
ЧАСТЬ:
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Дополнительная
программа художественно-эстетической направленности по музыкальному воспитанию
детей составлена на основе программы
«Ритмическая мозаика» под редакцией А.И.Бурениной.
Срок
реализации – 4 года, т.е. дети с 3 до 7 лет.
Музыкальный
руководитель высшей квалификационной категории
Скородумова Людмила Владимировна работает в
тесном контакте со всеми специалистами ДОУ, а также с учреждениями культуры,
дополнительного образования города.
В
зависимости от содержания деятельности и поставленных задач программа
реализуется как на занятиях в группе,
так и во время развлечений; как часть занятия
в младшей, средней, старшей и
подготовительной группах или интегрируется с решением задач основной общеразвивающей программы дозировано.
В
совместной досуговой деятельности участвуют родители
воспитанников.
Цель программы: развитие ребёнка,
формирование средствами музыки и ритмических движений
разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Задачи программы:
- развитие
музыкальности;
- развитие
двигательных качеств и умений;
- развитие
творческих способностей;
- развитие
психических процессов;
Развитие нравственно-коммуникативных качеств
личности.
Результатом работы по программе в течение
четырёх лет следует считать:
- выразительность исполнения движений под музыку;
- умение самостоятельно выражать в движении основные средства
музыкальной выразительности;
- освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных
видов движений;
- умение передавать свой опыт младшим, организовывать игровое
общение с другими детьми;
- способность к импровизации с использованием оригинальных и
разнообразных движений;
- точность и правильность исполнения движений в танцевальных
и гимнастических композициях.