Вряд
ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребенка. Ведь их с
нетерпением ждут! Несовершенные, смешные, сотворенные самими малышами, они так
дороги родителям, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи настал важнейший этап, от
которого будет зависеть все его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируются психика
ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические
способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному
развитию ребенка, формированию его личностных качеств.
Овладевая
речью, малыш какое-то время говорит неправильно - это закономерное, так
называемое физиологическое косноязычие. Когда смешно выговаривает слова
маленький ребенок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит
школьник - это уже серьезная причина для беспокойства. Такие дети часто
стыдятся своего речевого несовершенства, боятся разговаривать, становятся
нервными, раздражительными, необщительными, что часто приводит к формированию
чувства неполноценности, становлению неуживчивого, тяжелого характера.
Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. В
письменных работах появляется масса орфографических и специфических ошибок,
относящихся к нарушениям письменной речи - дисграфии.
Таким детям необходима срочная помощь логопеда. А поскольку нарушения чтения и
письма - вторичные аффективные наслоения, то следует искать первопричину. И в
этом могут помочь родителям специалисты.
Многих
родителей волнуют вопросы: как вообще должна развиваться речь ребенка? Как не
упустить время? Когда следует бить тревогу?
В
традиционной логопедии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и
может служить для родителей памяткой.
От 1,5
до 3 мес. - «гуление», когда малыш издает звуки: а-а-а, гууу-гуу,
э-э-э, пфф, буу.
От 3 до
6 мес. - «лепет», малыш произносит наиболее простые сочетания звуков: па, ба, та, ма.
От 6 до
9 мес. - «игра со слогами», ребенок многократно пвторяет лепетные слоги, как
бы играя ими, прислушиваясь к их звучанию: ба-ба-ба,
па-па-па-па, м-ма-ма.
От 9
мес. до 1 года - первые слова и звукоподражания: мама, папа, дай, деда, ав-ав, муу.
От 1
года 6 мес. до 1 года 9 мес. - первые предложения, состоящие из 2-х простейших
слов: «Ляля бух!», «Мама, дай!», «Дём ам-ам»
С 1 года
9 мес. до 2 лет - период стремительного развития речи, когда малыш усваивает
350 слов и более. В это время начинается бурное вторжение в жизнь,
интереснейший этап - первые «почемучки», познание жизни через вопросы,
обращенные не к кому-нибудь, а к маме, папе, бабушке, дедушке. На данном этапе
очень важно как можно больше разговаривать с ребенком, отвечать на его вопросы. до 3 лет ребенок практически
усваивает грамматический строй родного языка. Он склоняет существительные,
согласовывает с ними прилагательные, учится правильно употреблять глаголы,
местоимения, наречия и другие части речи. Звуковая система речи в этом возрасте
не сформирована: допускаются замены и искаженное произношение групп свистящих,
шипящих и сонорных звуков.
К 3,5
годам формируется произношение группы свистящих звуков [С, З,
Ц] и звук [ЛЬ]. С 4 до 5 лет дети
овладевают умением связно рассказывать: они повторяют услышанную сказку,
пересказывают содержание любимого мультика, эмоционально и восторженно передают
свои впечатления о праздничном утреннике в детском саду, рассказывают о
пережитом событии, причем довольно связно и
последовательно. В это время речь для ребенка становится инструментом познания.
Это второй период «почемучек», когда малыш активно вторгается в жизнь, открывая
для себя новые предметы и явления.
К 4,5 годам ребенок начинает правильно произносить
шипящие звуки [Ш, Ж, Ч, Щ] и звук [Л].
К 5-ти
годам в речи ребенка формируется правильное произношение звуков [Р, РЬ].
Таким образом, к 5 -5,5 годам заканчивается формирование
фонетико-фонематической стороны речи: ребенок
различает на слух и правильно произносит все звуки родной речи.
Что же можно посоветовать?
С
момента рождения разговаривайте с ребенком. Все ваши действия сопровождайте
речью. Проговаривайте короткие стихи,
скороговорки и потешки, например: «Водичка, водичка,
умой моё личико» и др.
С малышом нужно говорить, не сюсюкая, не
искажая слова, не подражая детской речи. Как показывают серьезные психо-лингвистические
исследования, обращенная к ребенку неправильная речь малопонятна и вредна для
его речевого развития. Кроме того, речевой слух ребенка выхватывает лишь куски
и чаще всего окончания слова. Вместе с тем, если ребенок надолго остается один
на стадии говорения исключительно «детских» слов, то впоследствии в его речи
могут отмечаться различные нарушения, связанные с неполным овладением всеми
звуками родного языка, замена звуков, их смешение. Ведь сначала неправильно
воспринял, затем также неправильно сказал и, наконец, так привык к происшедшей
замене, что разницы между тем, как слышит и как произносит, не видит.
Известно, что именно на дошкольный
возраст приходится сензитивный период развития
речи. Упущенные в это время возможности можно
не наверстать уже никогда…
Уважаемые родители! Внимательно следите
за ходом речевого развития ваших детей, вовремя обращайтесь за консультацией к
логопеду.