Проблемы речевого развития дошкольников
(статья в газету «Рабочее слово)
Одной из актуальных проблем в современном обществе является
возросшее количество детей с патологией развития и в частности - речевой
патологией. Это приводит к отставанию детей в развитии, нарушению взаимоотношений с другими детьми и взрослыми,
т.е. поведения, а значит и личности ребенка в целом.
Будущим мамам и папам надо
знать, что речевые отделы головного мозга закладываются задолго до рождения
ребёнка и являются основой дальнейшего психо-речевого
развития. Поэтому надо понимать, какой непоправимый вред наносится ребёнку
курением, алкоголем, и другими вредными
факторами воздействия. Ведь многих отрицательных последствий можно было просто
избежать.
Исследования последних лет свидетельствуют о том, что чисто
возрастными причинами речевого недоразвития обусловлено лишь 22,4 % всех
случаев (к пяти годам речь ребёнка в норме должна быть «чистой» в отношении
всех групп звуков), тогда как все остальное приходится на его патологические
формы, которые не могут пройти с возрастом. И именно по этой причине в первые классы школ теперь поступает около 50 % детей массовых
групп (не речевых) с дефектами речи.
Под дефектами речи
в целом и звукопроизношения в частности следует понимать устойчивые индивидуальные отклонения от
нормы, вызванные специфическими
причинами и требующие для своего преодоления специальной логопедической помощи, поскольку они
не исчезают самостоятельно.
Современная наука среди факторов, способствующих нарушению
речи у детей, выделяет следующие причины.
1. Различная внутриутробная патология.
2. Родовая травма и асфиксия во время
родов.
3. Различные заболевания в первые годы жизни.
4. Травмы черепа, сопровождающиеся
сотрясением мозга.
5. Наследственные факторы.
6. Неблагоприятные социально – бытовые
условия.
Как сказываются
вышеперечисленные факторы на речевом развитии, можно отчетливо увидеть,
сделав анализ речевой диагностики детей, посещающих дошкольные образовательные
учреждения нашего города.
Данные на апрель
|
Всего детей |
С нарушениями речи |
Без нарушений речи |
Средние группы |
173 |
150 / 87% |
23 / 13% |
Старшие группы |
138 |
99 / 72% |
39 / 18% |
Подготовительные группы |
149 |
47 / 32% |
102 / 68% |
Всего |
460 |
296
/ 64% |
164 / 36% |
Детские сады города имеют 10 групп компенсирующей направленности
(речевых): МДОУ № 2 - 1, МДОУ № 5 -1, МДОУ № 6 – 4, МДОУ № 7 – 1, МДОУ № 8 – 2,
Ш/С № 9 – 1. Нормативная
наполняемостью речевых групп - 12 детей, и они не могут охватить всех воспитанников, нуждающихся в речевой
коррекции. В городе функционирует МОУ «Центр диагностики и консультирования»,
способный оказать коррекционную помощь только 30 детям. Поэтому возможность
выхода из сложившейся ситуации видится в
грамотной и профессионально организованной работе по раннему выявлению и
профилактике дисгармоничного развития речевой системы непосредственно с момента
рождения ребенка, а точнее – с момента его зачатия.
Мы, работники дошкольных
образовательных учреждений, обращаемся к общественности: давайте не будем
равнодушными к тому, как растут и развиваются наши дети. Проблемы наших детей надо предупреждать.
Педагогический коллектив МДОУ
«Детский сад № 2 комбинированного вида» города Пикалево предлагает решать
проблемы речевого развития детей всеми участниками образовательного процесса:
ребенок - родитель - педагог – логопед. Такая форма совместной работы
осуществляется в рамках районной экспериментальной площадки.
О результатах этой работы мы
расскажем в следующих публикациях.
Приглашаем Вас к диалогу.
О.А.Егорова, учитель-логопед МДОУ № 2