СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ)

РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Общие приоритеты работы по приобщению детей к физической культуре

1. Развитее способности к двигательной режиссуре (к самостоятельной разработке и воплощению проекта сложной композиции движений в заданных условиях).

2. Развитие обобщенных представлений о мире движений и познавательных функциях движения.

3. Формирование предпосылок двигательной рефлексии.

4. Воспитание осмысленного ценностного отношения к движению как способу существования живого.

 

Общие приоритеты оздоровительной работы

(Формулируются применительно ко всем возрастным группам, так как для каждой из них сохраняют свое непреходящее значение.)

1. Культивирование у детей осмысленного и преоб­разовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма (повы­шение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям).

2. Закрепление педагогом (медиком) эффектов отдельных оздоровительных мер в виде константных психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития.

3. Формирование психической (произвольной) регуляции жизненных функций организма путем развития творческого воображения.

4. Воспитание у ребенка способности к самосозиданию — «творению» собственной телесной организации в посильных для него формах.

5. Овладение детьми доступными навыками самоврачевания — психологической самокоррекции, а также психологической взаимопомощи в соответствующих ситуациях.

6. Активизация и развитие познавательного интереса к своему и чужому телу и его возможностям.

7. Развитие эмоционального сопереживания другим людям.

8. Превращение здорового образа жизни в норму повседневного бытия взрослых и детей.

 

Краткая характеристика физического и психического развития воспитанников подготовительной группы

У детей 6—7 лет продолжается процесс окостенения скелета. К концу дошкольного возраста скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся не только более сильными, но и значительно более выносливыми, подвижными, ловкими. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длитель­ные прогулки, долго бегать, прыгать без большого утомле­ния, выполнять более сложные трудовые поручения и физ­культурные упражнения. Этому способствует развитие крупной и мелкой мускулатуры.

Последнее изменение неразрывно связано с развитием мозга ребенка, совершенствованием его нервной деятельности и обнаруживается в растущей возможности управлять своими движениями. Старший дошкольник способен различать, с одной стороны, воздействия, Поступающие из внешнего мира (сигналы, указания, движения), с другой стороны — реакции на них, например, собственные движения и действия.

Шести-, семилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые часто наблюдаются у детей трех-пяти лет. Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний со стороны взрослого (воспитателя), производят многие из них, могут выполнять ряд движений и более сложных действий в определенной последовательности контролируя их и изменяя.

Возможность произвольно регулировать свои движем является наиболее существенным показателем физического развития старшего дошкольника.

Итак, ребенок постепенно овладевает своими движениями, особенно мелкими движениями руки, учится управлять не только крупной, но и мелкой мускулатурой, движениями каждого пальца.

Все эти изменения обусловлены не только созреванием мозговых структур и механизмов самих   по себе, но и тем опытом деятельности, который накапливает ребенок, в том числе

и в процессе целенаправленного обучения.

 

Тенденции психического развития.

В этом возрасте игра, продолжает оказывать свое влияние на детское развитие. Однако к концу дошкольного детства качественно меняют ее содержание и формы (игра все более глубоко отражает взаимоотношения взрослых, в ней возрастает доля инициатива ребенка, она становится подлинно коллективной, приобретает вариативность и т.д.; дети в некоторых случаях начина отдавать предпочтение играм с правилами, осваивают дидактические игры; интенсивно развивается режиссерская игра возникают новые виды игр: игры-фантазирования и др.).

В то же время к числу основных источников психического развития прибавляется учение (его элементарные формы в более ранних возрастах не обладали такой значимостью). У детей зарождается бескорыстный «теоретический» интерес к новым знаниям и умениям — безотносительно к их практик ческой полезности, складываются обобщенные формы познания. Это приводит к своеобразной интеллектуализации всех психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.), что, в свою очередь, определяет новый уровень раз-вития произвольного поведения.

Все это сказывается и на психологических особенностям движений детей 6—7 лет.

Успехи в развитии произвольности движений, который  наметились на предшествующей ступени дошкольного детства в виде тенденции (см. выше), приобретают устойчивый характер.

Вместе с тем в данном возрасте специфически проявляется влияние игры на выполнение двигательных заданий, ко­торое на разных возрастных этапах не является однородным. Например, в специальном экспериментальном исследовании были смоделированы две игровые ситуации. В первом случае дети должны были прыгать, изображая в игре спортсмена-прыгуна, т. е. принимая определенную роль. Во втором случае должны были совершать прыжки в ситуации игры «Зайцы — охотники», где основная  задача зайцев состояла в том, чтобы не попасть в руки охотников. Причем прыжки через воображаемый ручей были обусловлены дополнительными правилами игры. Эксперименты показали, что средняя длина совершаемых детьми прыжков в условиях второй задачи оказалась значительно больше, чем в условиях первой.

Хотя во всех группах детей-дошкольников наблюдалось указанное различие, с возрастом оно сокращалось. Это объяс­няется тем, что в ходе развития ребенка значение воображаемой ситуации в его играх уменьшается, тогда как роль правила, наоборот, возрастает. У старших дошкольников игры с правилами приобретают доминирующее значение и выпол­нение действия по какому-либо правилу в ряде случаев само становится Игрой. (Это обстоятельство следует иметь в виду, в частности, при отборе подвижных игр на физкультурных занятиях.)

Кроме того, в этом возрасте у детей усиливается учебная мотивация в ходе выполнения ими двигательных заданий и связанная с ней направленность на усвоение новых знаний и умений, даже если оно происходит в игровой ситуации. Так, у детей среднего дошкольного возраста, игравших в «Зайцы — охотники», различие в успешности выполнения двигательного задания (перепрыгнуть ручей) при наличии иг­ровых или учебных мотивов было значительным: средняя дли­на прыжка с разбега составляла соответственно 49 и 15 см. В старшем дошкольном возрасте эти показатели сближаются (соответственно 74 и 65 см).

К концу дошкольного детства усиливается роль подража­ния при формировании произвольных движений. Речь идет не о внешнем копировании ребенком рисунка действия дру­гого человека (взрослого), которое доступно уже детям ран­него возраста. Речь идет об активном подражании, предпо­лагающем выделение ребенком из действий взрослого образца движения, которое еще только предстоит построить, делить этот образец дошкольник может лишь на основе собственной поисковой, ориентировочной деятельности. К решению этой сложной задачи он должен быть подготовлен всем ходом своего предшествующего развития.

Как показывают специальные исследования, дети 6—7 овладевают навыком путем такого подражания явно успешнее, чем при обучении «методом пассивных движений», взрослый просто руководит рукой ребенка.

 

Приобщение к физической культуре

С учетом возросших интеллектуально-творческих возможностей детей и при опоре на достаточно высокий уровень развития произвольности движений ребенка особым предмет заботы становится умение, обеспечивающее построение сложных структур двигательной деятельности, ее когнитивные (познавательные) характеристики. На этой основе у детей воспитывается осмысленное ценностное отношение к движению как способу существования живого.

 

УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Ходьба. Ходьба с имитацией движения неодушевленных предметов (паровоз, башенный кран, ножницы, циркуль). Игровые упражнения «Живая линейка» (приставные шаги раз ной длины вправо и влево); «Рисуем многоугольники» (изображение контуров фигур-многоугольников приставными шагами вперед-назад, вправо-влево); «Богатыри выходят из моря» (ходьба — и. п. в приседе с постепенным принятием нормаль­ного положения тела); «Фехтовальщики» (ходьба с выпадами). «Выразительная» ходьба с закрытыми глазами, с концентра­цией внимания на телесных ощущениях при вхождении в об­раз (усталость, бодрость, напряженность, расслабленность и т. д.). Имитация движений ног при ходьбе на руках. Игра «Чьи это ноги?» (сюжет на тему одноименной сказки В. Бианки).

Ходьба по скамейке с преодолением препятствий (пере­шагивание, перепрыгивание натянутой веревки, куба высо­той 20 см); по горизонтальному и наклонному бревну (высо­та 40 см, ширина стесанной поверхности 15—20 см) прямо, боком, с разными положениями рук; ходьба по гимнастичес­кой скамейке спиной вперед, то же — в парном варианте (игровое упражнение «Тяни-толкай»).

Задания на ориентировку в пространстве: ходьба по лаби­ринтам с использованием простой графической схемы; само­стоятельное составление графической схемы и ее использова­ние при ходьбе; «Место сбора»; изображение плана ближай­шей местности следами на влажном песке. Групповое упраж­нение «Превращения фигур» (ходьба по контурам круга, кри­вой, прямой, треугольника, прямоугольника — с изменением направления по команде).

Ходьба и бег с преодолением реальных (кубики, набивные мячи и др.) и воображаемых препятствий, с сохранением скорости движения (вхождение в образ лошадки, кораблика, бороздящего волны, и т. п.); высота" препятствий может ва­рьироваться от 10 до 20 см.

Бег. Стремительный бег под легкую и энергичную музы­ку в разных направлениях, разными способами (на носках, с поднятыми коленями, приставными шагами боком, с маха­ми и вращением рук, с прыжками) и с меняющимся тем­пом; концентрация внимания на ощущениях, возникающих при этом в ногах. Бег спиной вперед в индивидуальном и парном варианте с сохранением направления и равновесия.

Бег по самостоятельно составленным из кубиков лабирин­там. Непрерывный бег до 3 минут. Медленный бег по пере­сеченной местности (400 м). Ближе к концу года: бег на 300-350 м с изменением скорости от медленной к средней (с кон­центрацией внимания на телесных ощущениях при изменении скорости). Быстрый бег на расстояние от 15 до 25 м (в зави­симости от индивидуальных особенностей ребенка). Челноч­ный бег — 3—5 раз по 10 м. Задание: «Пробеги как можно быстрее».

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, смещая ноги вправо-влево; с продвижением вперед: по наклонной доске, с поворотом кругом, поочередно на одной и на другой ноге, по контурам геометрических фигур (прямая, кривая, круг), из полуприседа и приседа. Прыжки на одной ноге вперед, удерживая на колене другой (согнутой) ноги мешочек с пес­ком. Самостоятельное придумывание новых (в том числе — необычных) видов прыжков и названий для них. Игра-со­ревнование «Лягушки и кузнечики».

Прыжки с места через проведенную на полу линию в ситуациях, когда:

а) расстояние до линии задается воспитателем;

б) ребенок сам должен выбрать для себя это расстояние и про­чертить линию в нужном месте;

в) ребенок должен провести линию мысленно.

Задание: «Прыгни как можно дальше»; то же — с соревнованием. Прыжки с разбега через «ров», через  барьер из кубиков (сугробы, насыпь) высотой 25—30см. Прыжки с места в высоту с попыткой достать предмет, вешенный выше поднятых рук ребенка, в ситуациях,

а) высота подвешенного предмета определяется воспитателем

б) ребенок сам должен выбрать нужную высоту и подвесить предмет (попросить об этом воспитателя);

в) ребенок должен мысленно подвесить предмет на определенную высоту.

Задание: «Прыгни как можно выше»; то же — с соревнованием. Перепрыгивание через длинную качающуюся скакалку; через короткую вращающуюся скакалку; через обруч через скакалку. Задание: «Нарисуй свой прыжок».

Спрыгивание с высоты 40—50 см « принятием игровой  роли (пингвины, парашютисты, прыгуны с лыжного трамплина и др.). Спрыгивание с высоты с поворотом тела. Запрыгивание с разбега (3 шага) на возвышение до 40 см. Парное и групповое спрыгивание с возвышения и запрыгивание на него (высота 20—30 см) с места.

Ползание, лазание. Изображение реки, медленно текущей под мостом (проползание под предметами), огибающей деревья и дома (проползание между предметами); изображение быстрого ручейка при тех же условиях. Игра-соревнование «Кто проползет быстрее» с имитацией движений ползающих животных (змеи, жука и др.). Игровые упражнение «Тоннели» (проползание под предметами), то же - с соревнованием; «Котята и клубок» (катать мяч, передвигаясь на четвереньках).

Передвижение с пролета на пролет гимнастической стенки в разных направлениях: игровые упражнения «Много-этажный дом», «Счеты». Лазание по веревочной лестнице и канату с вхождением в образ обезьянки, акробата, альпи­ниста; концентрация внимания на ощущениях, возникающих при этом. Преодоление неуверенности в движениях страха высоты (общие и индивидуальные варианты коррек­ции).

Бросание, ловля и метание. Бросание мешочка с песком рукой из-за плеча. Перебрасывание друг другу резинового мяча, набивного мяча, мешочка с песком — произвольны» способом (мальчики — с расстояния 4 м, девочки — с рас­стояния 3 м). Игровое упражнение «Нарисуй свой бросок».

Ловля мяча, отскочившего от земли, двумя руками (не менее 20 раз подряд), одной рукой (не менее Ю раз). Пере­брасывание мяча через препятствие одной рукой в ситуаци­ях, когда:

а) расстояние до препятствия (не менее 4 м) устанавливается воспитателем;

б) ребенок сам устанавливает это расстояние;

в) ребенок мысленно представляет себе линию препятствия. Задание: «Брось мяч как можно дальше»; то же — с соревнованием. Отбивание мяча кистью руки, пред­плечьем, плечом, головой, грудью в заданном направлении; отбивание мяча о скамейку одной рукой с продвижением вперед.

Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цели с расстояния 4—5 м. Парное игровое упражнение «Охота»: ме­тание мяча в движущуюся цель (в другой мяч) из разных по­ложений (стоя, сидя, лежа, при ходьбе и др.). Метание шишки, снежка в горизонтальную и вертикальную цели с рас­стояния 8 м из разных положений; метание в движущуюся цель. Метание мяча вдаль (расстояние до 12 м). Игровое уп­ражнение «Соревнуются руки» (соревнование правой и левой рук по метанию в цель).

Равновесие. Воспитанники данной группы выполняют все упражнения, которые были предназначены для освоения в предшествующей группе. Кроме этого детям предлагаются но­вые упражнения.

Упражнения:

И. п. — стоя на полу. «Ласточка» — подъем ноги и опус­кание на всю ступню с закрытыми глазами; стойка на одной ноге, закрыв глаза, с самостоятельным поиском образа, спо­собствующего сохранению равновесия («Кран», «Гриб» и т. д.).

И. п. — стоя на гимнастической скамейке. Подъем на нос­ки и опускание на всю ступню; повороты кругом; «Ласточка»; вхождение в образ гимнаста на брусьях; приседы с разным по­ложением рук.

Балансирование на небольшом набивном мяче. Медлен­ное кружение индивидуально и парами — держась за руки, с закрытыми глазами.

 

УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА ПРИНЯТИЕ И СОХРАНЕНИЕ ПОЗЫ

Игровые задания: «Сад скульптур», «Театр поз».

 

УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ МЫШЦ РУКИ

Комплекс игровых упражнений «Теневой театр» (проекция на экран подвижных комбинаций сложенных пальцев). Иг­ровое упражнение с музыкальным сопровождением «Клави­ши и струны» (имитация игры на клавишных и щипковых му­зыкальных инструментах).

Физкультминутки для развития пальцевой моторики: «Д ворота», «Цветок», «Зайцы», «Коза и козленок», «Птички», «Кошка и собачки»1(1  Рекомендуется для преимущественного использования в рамках двигательно-оздоровительных моментов на занятиях.).

Отдельные игровые упражнения пальцев с изображением движений и форм живых и неживых объектов: «Собака», «Мышка», «Зайка и ушки Скворечник», «Шарик», «Елка», «Корзинка», «Курочка клюет зернышки», «Кран», «Подарок»; самостоятельное при придумывание детьми вариантов такого изображения.

 

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ МЫШЦ ЛИЦА И МИМИКИ

Демонстрация (на картинках и на живом примере) распознавание общего выражения на лице различных эмоциональных состояний (радость, печаль, испуг, гнев, удивление, равнодушие и др.); его самостоятельное воспроизведение (по замыслу). Создание первоначального представления о соотношении мимики, жеста и позы; передача через них целостного внутреннего состояния (настроения).

 

КОМПЛЕКС ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

«Эволюция животного мира»

 

Упражнения

Цель

 

Игровое упражнение «Боксер» (имитация движений боксера)

Укрепление мышц плече­вого пояса

 

Игровое упражнение «Индеец в дозоре» (и.п. — лежа на животе повороты головы направо и на­лево, ладонь приставлена ко­зырьком к глазам)

Укрепление мышц шеи, плечевого пояса

 

Игровое упражнение «Плотогон» (передвижение сидя на коврике путем отталкивания руками от пола)

Укрепление мышц рук, плечевого пояса, спины, живота, бедер

 

Игровое упражнение «Щенок» (передвижение на четвереньках с подтягиванием колен вперед)

Укрепление мышц рук, плечевого пояса, спины, живота, ног

Игровое упражнение «Перетягивание палки» (парное упражне­ние: и. п. — сидя по-турецки, при­слонившись друг к другу спина­ми; перетягивание палки, кото­рую соревнующиеся держат вы­тянутыми вверх руками)

Укрепление мышц рук, плечевого пояса и спины

«Арка» (парное игровое упражнение: удерживать обруч одной рукой снизу, а другой — над головой, наклонившись боком друг к другу)

Укрепление мышц рук, плечевого пояса, спины, ног

Игровое упражнение «Веселый жеребенок» (и.п. — сидя на корточках, опершись руками об пол, подкидывание ног назад-вверх с последующим приземлением на ступни)

— » —

«Ноги за голову» (занесение пря­мых ног назад через голову с упором пальцев ног в пол)

Укрепление мышц ног, живота и спины

Удерживание легкой гантели на ступнях; то же — с соревновани­ем на время

Укрепление мышц ног и живота

 

СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ

 

Катание на санках. Игровые задания: «Подними предмет», «Воротики». Игры-эстафеты с санками.

Ходьба на лыжах. Ходьба на лыжах в среднем темпе (600 м), в спокойном темпе (2—3 км), в переменном темпе от спо­койного к среднему (1,5 км). Игры-эстафеты с лыжами.

Катание на велосипеде. Управление велосипедом одной рукой.

Въезд на небольшую возвышенность и съезд с нее. Игровое упражнение «Кто проедет дальше, не крутя педали». Катание на самокате.

Плавание. Плавание с надувной игрушкой или кругом. Попытки плавания без поддержки. Упражнение «Буйки». Игры-эстафеты в воде.

Волейбол. Освоение простейших навыков подачи, отби­вания и перебрасывания мяча.

Бадминтон. Отбивание волана ракеткой; регулирование направления и силы удара; свободное передвижение по пло­щадке (в игре со сверстником).

 

СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ЭЛЕМЕНТЫ СПОРТИВНЫХ ИГР

ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ

Силовые упражнения. Отжимы 10—20 раз (руки в упоре на полу). Ходьба на руках с подтягиванием туловища и ног (расстояние 8 м). Ползание на животе, спине, ягодицах с; помощью рук (расстояние 8—10 м). Парное упражнение: пер­вый ребенок в положении руки за головой, лежа на спине, пытается поднять ноги; второй ребенок сидит на ногах пер­вого.

Баскетбол. Овладение техникой передачи мяча одной ру­кой от плеча, двумя руками от груди в движении. Броски мяча в корзину двумя руками из-за головы. Ведение мяч» одной рукой, из руки в руку в движении, с остановкой и со  сменой направления. Освоение правил игры. Моделирова­ние простейших игровых ситуаций.

Футбол. Подкидывание мяча ногой и его ловля руками. Обводка предметов, попадание в предметы, в ворота. Перво­начальное освоение функций вратаря, защитников, полузащит­ников, нападающих; выполнение этих функций в условиях мо­делирования простейших игровых ситуаций. Ознакомление с ос­новными правилами игры. Попытки игры командами.

 

ХУДОЖЕСТВЕННО-СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕВОЧЕК

Художественная гимнастика. Пружинистые движения тела в сочетании с танцевальными движениями. Плавные и волно­образные движения в процессе ходьбы, бега, выполнения танцевальных шагов, в рамках двигательных импровизаций (при этом могут использоваться обруч, мяч, скакалка, лента).

Танцевальные упражнения. Вальсовый шаг вперед, в сто­рону, шаг с подскоком, чарльстон, твист, рок-н-ролл (пар­ные упражнения для девочек и мальчиков). Игровое упраж­нение «Ковырялочка».

 

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ1

1 Музыкальное сопровождение подбирается по усмотрению педаго­га и может варьироваться.

Продолжение работы по развитию ориентировки на ритм и мелодию, формирование умения передавать через движе­ния целостный характер музыки. Развитие двигательной им­провизации, непринужденности и артистизма в ходе выпол­нения музыкально-ритмических упражнений. Игровые упраж­нения «Я танцую», «Шалтай-болтай». Самостоятельный по­иск образов и создание сюжетов под заданное музыкальное сопровождение. Пантомимическое воспроизведение музы­кальных звуков в отсутствие музыки. Передача через образ­ные музыкально-ритмические движения понятий: «жизнь», «душа», «фантазия», «мысль».

Комплекс ритмической гимнастики «Приходите в гости к нам».

 

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

 

Игры

Цель

«Паук», «Перетягивание колонной»

Развитие умения ориентировать­ся на действия других при пост­роении индивидуального дей­ствия

«Придумай и покажи», «Поймай лягушку», «Пе­реправа», «Змейка», «Без­домный заяц», «Лихие шо­феры», «Найди ошибку», «Король», «Сумей схва­тить», «Трудный прыжок»

Развитие выразительности дви­жений, находчивости, сообра­зительности, сноровки, умения перевоплощаться; овладение языком движений

«Волшебные превращения»

Развитие произвольности, лов­кости, сообразительности, на­ходчивости, сноровки

«Водолазы», «Прокатись на мяче», «Танец с елочкой»

Развитие координации движений, умения сохранять равновесие

«Фигура»

Формирование умения ориенти­роваться на слово при организа­ции действия как условие разви­тия его произвольности

«Норка»

Развитие быстроты реакции, оперативности мышления, уме­ния ориентироваться на слово при построении действия

«Дубки и белки», «Охот­ники и звери»

Развитие пантомимических уме­ний, сообразительности, умения ориентироваться в пространстве

«Аисты», «Космонавты», «Почта», «Зайцы в огороде»

Развитие умения ориентировать­ся в пространстве

«Совушка», «Повар и ко­тята»

Развитие находчивости, ловкос­ти, умения ориентироваться в пространстве и сохранять равно­весие

«Делай наоборот», «Маяк», «Светофор», «Делай так, делай эдак»

Развитие слухового внимания, сообразительности

«Школа мяча», «Передал — садись», «Запрещенные движения», «Свинка», «Разноцветные мячи», «Меткий стрелок», «Мет­кий глаз»

Развитие меткости, ловкости, внимания, быстроты реакции

 

ИГРЫ-АТТРАКЦИОНЫ ДЛЯ ПРАЗДНИКОВ

«Вернись в круг», «Сумей построить», «Бег с ракетками», «По кирпичикам», «Скользкая цель», «Маковое зернышко», «Бег с капканом», «Лесная сказка», «Зверюшки, навострите ушки», «Драгоценный груз».

Знакомство с играми разных народов (с предварительным коротким рассказом о культурно-географических и ландшафтно-климатических особенностях и факторах их жизни): «Редь­ка», «Посадка картофеля» (белорусские), «Подними монету» (казахская), «Стрельба из лука» (киргизская), «Надень папа­ху» (дагестанская), «Прыжки в мешке» (немецкая), «Сбор тюльпанов» (таджикская), «Канатоходец» (туркменская), «Колдун» (украинская), «Король мавров», «Игра в школу» (эстонские), «Банки разрушились» (армянская), «Белый ша­ман» (бурятская).

Развивающие формы оздоровительной работы

В подготовительной группе получают свое продолжение и развитие все формы оздоровительной работы, начатые в сред­ней и старшей. К уже описанным выше оздоровительным мероприятиям и упражнениям здесь в ряде случаев добавля­ются новые (ниже указываются только они); их предполага­ется применять в комплексе с первыми.

 

ЗАКАЛИВАНИЕ

Игровой аутотренинг «Я — здоров».

Воздушные ванны продолжительностью до 5 минут во вре­мя, переодевания ко сну. Ходьба и бег в трусиках, босиком, ежедневно в течение 10—15 минут (в первые 5—7 дней не более 4 минут) в группе, с последующим растиранием сухой салфеткой.

Полоскание слизистых оболочек носоглотки 1,5%-ным раствором морской соли. Данная процедура способствует так­же сохранению зубов и профилактике стоматита.

Оздоровительная и корригирующая гимнастика после сна ( в чередовании).

 

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ЗВУКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Игровые упражнения «Лошадка», «Ворона», «Зевота», «Смех», «Покорители космоса», «Затаивание», «Поплыли полетели!». Дыхание «шмелем».

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ

Выполнение движений руками, туловищем, ногами и. п. — плотно прижавшись к стене. Повороты в стороны и. п. — сидя на стуле с фиксированным положением рук ног.

Подъем (и. п. — сидя на стуле) и возвращение в исходное положение без помощи рук, удерживая мешочек с песком на голове.

Ходьба спиной вперед по начерченной на пол линии.

Игровое упражнение «Кто там?».

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ

Ходьба по шнуру «по-медвежьи». Двигательные импровизации, включающие в себя выполнение упражнений для профилактики плоскостопия.

 

ПСИХОГИМНАСТИКА

Вхождение в контрастные образы (Буратино — Карабас Барабас, динозавр — бабочка и др.). Имитация перехода одних внутренних состояний (настроений) к другим — противоположным (печаль — радость, напряженность — лег кость, решительность — нерешительность, усталость — бодрость и т.д.).

Игровые упражнения по методике мышечной релаксации Д. Джекобсона: релаксация мышц рук, ног, корпуса («Штанга», «Кораблик»), живота («Шарик»), шеи («Любопытная Варвара»), мышц губ, нижней челюсти («Хоботок», «Лягушки», «Орешек», «Волшебный сон»).

Игровые упражнения для нормализации функционирования отдельных внутренних органов, воздействие на биологи чески активные точки и зоны кожи.

(См. также упражнения для работы с детьми в предшествующей группе)

 

Сайт управляется системой uCoz